Проект и его цена
Российская глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) — отечественный аналог американской GPS, который позволяет определить местоположение и скорость движения объектов на суше, море и в воздухе. Советскую навигационную систему начали создавать еще в 1960-е гг., а первый спутник был выведен на орбиту в 1982г. В 1990-е гг. система была заморожена, вновь интерес к ней проснулся в начале «нулевых». Тогда программа была переведена из военной в разряд программ двойного назначения.
В 2001г. была принята федеральная целевая программа, которая предусматривала полное покрытие территории России уже в 2008г. Планировалось оснастить большинство мобильных телефонов ГЛОНАСС уже к 2009г. Но в 2008г. было запущено только 20 спутников, хотя система должна включать 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях. В декабре 2010г. три спутника ГЛОНАСС упали в океан при запуске, и на орбите остались 26 спутников, из которых только 20 использовались по целевому назначению, а еще два находились на этапе ввода в систему.
В 2011г. был запущен экспериментальный спутник третьего поколения «ГЛОНАСС-К» с улучшенными точностыми характеристиками. В настоящее время в группировке — 23 работающих спутника.
Развитие системы финансируется из федерального бюджета. Однако, ознакомившись с результатами выполнения федеральной программы в мае этого года, Счетная палата решила, что средства были потрачены неэффективно, а работы выполнены лишь на две трети.
В данный момент есть три варианта развития ГЛОНАСС на ближайшие 8 лет с различным бюджетом. Самый смелый вариант, учитывающий все потребности проекта, предполагает финансирование в размере 400 млрд руб. Туда включено создание обширной инфраструктуры, в том числе оснащение военных и гражданских транспортных средств российской системой.
Самый скромный проект рассчитан только на поддержание орбитальной группировки. На него предполагается выделить 245 млрд руб., но в этом случае ГЛОНАСС окончательно потеряет конкурентоспособность и привлекательность для гражданских потребителей. Оптимальным является третий вариант с финансированием в 330-350 млрд руб. Этих денег должно хватить на поддержание и развитие спутниковой группировки, а также развитие наземного сегмента.
До конца 2016г. на орбиту планируется доставить 26 аппаратов: 20 «ГЛОНАСС-М» и шесть «ГЛОНАСС-К».
Кроме того, сейчас рассматривается возможность включение ФЦП «ГЛОНАСС» в состав государственного оборонного заказа, ведь изначально ГЛОНАСС, как и GPS ,предназначалась для военных нужд.
Эксперты
За
Генеральный директор ОАО «Русские навигационные технологии» Иван Нечаев уверен, что России просто необходимо развивать свою систему: «Во-первых, с точки зрения геополитики, во-вторых, система применяется во многих сферах гражданской жизни. Если вдруг система перестанет работать, перестанут работать сотовые вышки. Понятно, что авиация очень сильно завязана на ГЛОНАСС, точное земледелие, строительство и так далее».
Обладание ГЛОНАСС дает России ряд преимуществ на международной арене. А наличие двух систем страхует потребителей от возможных политических рисков и увеличивает точность сигнала.
«Позволить себе иметь такие системы могут далеко не все даже развитые страны. И вот, в силу сложившихся обстоятельств политического и экономического характера развитие ГЛОНАСС застопорилось на несколько десятков лет. Все бы так и оставалось — в полуживом состоянии, если бы не ряд военных конфликтов на рубеже тысячелетий, которые наглядно показали всему миру необходимость наличия более чем одной системы глобального позиционирования», — объясняет Игорь Лисовой, главный редактор журнала «Вестник ГЛОНАСС».
В последнее время развитием аналогичных систем занялись европейцы и китайцы, плюс к этому региональные системы позиционирования стали создавать японцы и индийцы, однако на данный момент только у России и США есть собственные навигационные системы.
«Особенность построения орбитальной группировки ГЛОНАСС позволяет значительно повысить точность и надежность определения местоположения в северных широтах», — приводит эксперт еще один довод «за».
Однако гендиректор «Русских навигационных технологий» замечает, что «сравнивать системы не совсем корректно, потому что то оборудование, которое поставляется с ГЛОНАСС, обычно идет с ГЛОНАСС-GPS. Поэтому это системы, которые работают вместе».
В производстве мультисистемной аппаратуры заинтересованы не только отечественные, но и крупнейшие международные производители, поэтому у ГЛОНАСС есть коммерческие перспективы. «Необходимо создавать рынок сбыта технологий и услуг на базе ГЛОНАСС, за счет чего увеличить приток средств обратно в бюджет со стороны бизнеса, работающего в этой сфере. Сейчас в стране формируется новая отрасль экономики, сравнимая по своему инновационному потенциалу разве что с появлением персональных компьютеров и мобильной связи — это отрасль спутниковой навигации», — оптимистичен И.Лисовой.
По его прогнозам, в 2015г. совокупный объем навигационного рынка в РФ достигнет более 250 млрд руб. в год, а спрос, в том числе и на бортовое навигационное оборудование ГЛОНАСС превысит 8 млн единиц в год.
«Значительное место на рынке навигационных технологий занимают различные системы мониторинга транспорта. Но сами по себе подобные системы, как самостоятельные, уже постепенно себя исчерпали. На данный момент навигационные технологии выступают лишь составной частью более сложных и масштабных систем управления внутренними и внешними ресурсами предприятий. В этом направлении также заложен огромный потенциал. Отечественный рынок ERP-систем на данный момент составляет не более 2,5% от общемирового. Это окупаемость с точки зрения гражданского использования. А что касается военного применения, то, как можно оценить окупаемость систем призванных обеспечить безопасность страны?» — риторически вопрошает И.Лисовой.
Руководитель аппарата партии «Справедливая Россия» Олег Михеев уверен, что в ГЛОНАСС необходимо вкладывать ресурсы. «Мы максимум, что используем от возможностей ГЛОНАССА, — это 1%. Нужно вложить деньги в инфраструктуру, чтобы воспользоваться всеми научными достижениями», — считает справоросс.
Против
«Что касается минусов, надо понимать, что GPS развивался более 10 лет, а ГЛОНАСС активно развивается последние 3-4 года, и некоторые вещи еще не успели доделать. Но, я думаю, это вопрос ближайшего года», — отмечает И.Нечаев. Он считает, что затраты, идущие на развитие важного инфраструктурного проекта, с точки зрения экономики быстро не окупятся. «Я думаю, что на это уйдут десятки лет, но, в общем, я думаю, это окупится», — считает И.Нечаев.
Аналитик Mforum Analytics Дмитрий Деев считает, что сотовые телефоны с ГЛОНАСС в ближайшие год-полтора точно не появятся.
«Никакого очевидного преимущества наличие ГЛОНАСС не дает. А если телефоны производятся уже с GPS, зачем еще и ГЛОНАСС? Я так понимаю, что себестоимость наличия GPS меньше, чем ГЛОНАСС. Поэтому зачем связываться, если можно спокойно продавать то, что продается уже давно», — считает Д.Деев.
«Технически сложности никакой нет, есть вопрос экономической целесообразности. Только если до небес задрать пошлину на телефоны с GPS, то можно продавить ГЛОНАСС. Но в любом случае за это заплатит потребитель», — заметил эксперт.